-
tytyvainen wrote in alterversions
Куда пропали меря?
Меря или меряне — летописное племя, проживавшее в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, северной и восточной частях Московской и западной части Костромской областей России. В середине I-го тысячелетия н.э. в Окско-Волжского междуречье оно было одним из финно-угорским племен сформировавшихся в этом регионе (марийцев, мещеры, мокшан, муромы и эрзян).
Считается, что миграция племен финно-угорской языковой группы на восток и юг с земель, на которых они обитали в середине I-ого тысячелетия, была связана продвижением в X—XI веках восточных славян, несших в эти земли христианство. Несомненно, что название меря связано с названием другого близкого ему народа - мари. Более того, считалось, что марийцы — это отступившие на восток под натиском славян меряне. Предполагается, что в настоящее время потомков племени мери не существует, поскольку представители этого народа полностью ассимилировались русскими, марийцами и мордвой.
В то же время, другие ученые мужи используют этноним «меря» для общего названия славянского и финского населения (мерянская культура), проживавшего на этой территории во второй половине I тысячелетия нашей эры. Помимо меря нет на территории России мещеры, и мурома — остались лишь упоминания о них в топонимике. Хотя еще в XYI веке были носители муромского языка. Все три племени как бы пропали, но не бесследно: они сформировали новый этнос — великороссов, являющийся носителем современного русского языка. С позиции обывателя, интересующегося историей Руси эта точка зрения кажется более правдоподобной.
Меря впервые были упомянуты в VI веке готским летописцем Иорданом под названием меренс (merens), как данник короля готов Германариха. Согласно летописи «Повесть временных лет», племя меря располагалось в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещина»). В 859 году они являлись данником варягов, а в 882 году воины этого племени принимали участие в походах новгородского князя Олега на Смоленск, Любеч, Киев, а в 907 году - на Царьград.
В 1237 году в Лавреньтьевской и Тверской летописях в связи нашествием на Русь монголо-татар впервые упоминается город Галич-Мерский, хотя последнее летописное упоминание о племени меря было 300 лет до этого! Таким образом, несколько столетий племени не было, но оставалась мерянская культура - самобытная культура народа, явившегося родоначальником современных русских.
Последний раз о меря, как о язычниках, проживавшихся в Галичских землях, упоминается в «Житии Авраамия Галицкого», в связи с событиями второй половины XIV века, когда православный святой решил поселиться на Галичском озере, где жили «человеци по дубравам некрещении, наричеми меря». В связи с этим стоит упомянуть, что ряд учёных отождествляют мерю с мари (черемисов). Известно, что при крещении Ростова, часть мари — его коренных горожан не пожелали креститься и поэтому покинули город. По-видимому, так же обстояло и в Мерском крае – горожане, избегавшие крещение, уходили из городов, сохраняя собственную субкультуру, проживая вне городов.
Что же говорит о меря ономастика? Принято считать, что название народа меря произошло от угро-финского слова «мёри», что означало «человек». В современных финно-угорских языках слово «человек» звучит иначе: в эстонском — mees, финском — mies, а в венгерском совсем непохоже — ember. А вот название реки Косторома, в бассейне которой находится в Мерский край, наталкивает на размышление. В современных языках финно-угорской группы (эстонском и финском) слово «maa» означает «земля». Слово «castrum» на латыне означает «форт»/«укрепление», а французское слово «construction» — «здание» или «строение». По смыслу к этим словам близко славянское слово «костер» — «основа», «скелет», «кость». Более того, в древних славянских летописях слова «костр», «кострома» обозначают укреплённое место. Топоним «кострони» встречается и в настоящее время на Новгородчине. Например, так называется небольшая (около 30-ти домовладений) деревня, расположенная в нескольких сотнях метров от старинного средневекового городища. В Солигаличе и Галиче имеются остатки средневековых крепостей, несомненно многочисленные монастыри края служили в древности укрепленными пунктами. Таким образом, Кострома может обозначать землю, на которой находятся укрепления. Более того, латинский и финно-угорский корни слова позволяют предположить, что первоначально современное население края формировалось миграционными потоками и с запада (западно-славянского), и с востока (финно-угорского). Однако генетические исследования выявили серьёзный финно-угорский пласт в генофонде современных русских — предположительно мерянский. Эти исследования указывают также на то, что в современном русском населении этих мест преобладают генотипы южной, Ростово-Суздальской славянской миграции, а не Новгородской.
Солигалич, был важным городом в новгродских землях не только потому, что в нем добывали соль, но и вследствие своего географического положения. Через дремучие южнотаёжные леса в верхнем течении реки Костромы, где расположен город, проходил один из путей из варяг в персы (арабы). Естественно, что контролировал этот путь господин Великий Новгород, которому эти земли принадлежали. Естественно, что ходили по этому пути не столько скандинавы (варяги), сколько славяне (первоначально — новгородские ушкуйники), принесшие в эти края славянский язык и христианство. Поэтому и появилось в этих местах латинское слово «костер», давшее с местным словом «маа» название краю. Связи Солигалича, расположенного менее, чем в 1000 км от Нижнего Новгорода были с
Новгородской республикой, вероятно, очень крепкие и весьма многообразные. Согласно местному поверью князь Александр Невский рожден в этом городе. Историческим фактом является то, что святитель Иона (1390-ые —1461), митрополит Московский и всея Руси родился недалеко от Солигалича в семье местного крестьянина. После разгрома Иваном IY Грозным Великого Новгорода (1569—1570 года), Солигалич стал местом ссылки элиты новгородского общества. Несомненно они принесли с собой культуру северной Европы и Скандинавии, с которыми Великий Новгород был тесно и многосторонне связан. Вполне естественно, что местное население весьма обогатилось в интеллектуальном отношении, приобрело умения и навыки, характерные для передовых стратов Великого Новгорода. Позже значение Солигалича, как места ссылки усиливалось. Ссылка в Солигалич рассматривалась как менее тяжелая, чем сибирская каторга. На нее рассчитывали, в частности, декабристы, но им не повезло — угодили в Сибирь. Вплоть до 1917 года в местной тюрьме и на поселении многие находились неугодные правящему режиму персоны. Несомненно близкое знакомство с подобными, как правило высокообразованными, согражданами оказывало значительное влияние на солигиличан. Достаточно сравнить архитектуру Солигалича и других городов мерского края — Чухломы, Галича, Буя, сравнить местные музеи Солигалича и Галича. По сравнению с рядом расположенными городами из Солигалича и Солигаличского уезда вышло гораздо больше людей, которыми гордится Россия.
Солигалич упоминается впервые в летописи лишь с 1335 года как Соль Галичьская. Галич упоминается в летописи, как Галич Мерский с 1237 года, хотя датой основания считается 1159 год, когда Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий начал укреплять северные рубежи своего государства. Естественно город получил свое новое странное название — Солигалич (соленая соль). В современном финском языке слово «соль» переводится как «suola». Вполне возможно, что когда-то поселение на месте Солигалича называлось вроде Соль Мерская, или Suola, или Suolapuro (солевой ручей). Позже, когда с юг0-востока началась массовая миграция славян из Галиции, они южнее Соли Мерской основали более крупное поселение с дорогим им названием — Галич. Поэтому, исходя из здравого смысла и из истории этих городов, вполне логичнно предположить, что Солигалич намного старше Галича Мерского.
Противником версии о серьёзном влиянии мери, на формирование современного русского этноса был Н.И.Костомаров. Против этой версии была также Русская антропологическая экспедиция 1955—1959 гг. под руководством антрополога В. В. Бунака. Однако современные генетические исследования, взгляд на историю России, сторонником которого был М.Н.Задорнов, ставят под сомнение это расхожее мнения. Меря не пропали, а вошли во вновь образовавшийся этнос великоросов, обогатив исходную богатейшую славянскую культуру Великого Новгорода.